voinov.JPG (7518 bytes)НИВОТОН
Фрагменты из книги С.Богуславского"Мультипликационный фильм"
Кинофотоиздат, Москва 1936


Система Н. В. Воинова отличается большой практичностью: по методу Н. В. Воинова получаем четкий, чистый звук. Н. В. Воинов показал графическое выполнение пьес “Музыкальный момент” Шуберта и “Прелюдию до-диез минор Рахманинова”.
Для своей работы Н. В. Воинов сделал заготовки из 87 чертежей, соответственно всем тонам фортепиано, т. е. в пределах двенадцатиступенного темперированного строя.
Высота тона определяется в этой системе величиной фигур и их частотой. Чем ниже тон, тем крупнее и шире расставлены стандартные фигуры. Все заготовки сделаны одной величины (30Х40 см); высота зубцов - 4 см.
voinov_gr2_0.jpg (20218 bytes)Сила звука зависит от высоты фигур. Самый сильный звук получается в том случае, когда зубец занимает всю поперечную величину фонограммы; опуская заготовку вниз (так, что зубцы будут занимать 1/2, 1/3, 1/4 и т. д. поперечника фонограммы), получим все более слабую звучность. Для очень тихого звука (пианиссимо) зубец должен занимать в заготовке 5 мм.

Темп устанавливается по метроному и зависит от числа кадриков чертежа данного тона на метрическую единицу, например, 48 кадриков на четвертную ноту — медленный темп, 12—16 — быстрый. Ритмические фигуры (отношения длительностей) устанавливаются тем же способом установления относительной длины данной фонограммы (заготовка для одной ноты). Например, если для половинной ноты дается 64 кадрика, то для четвертной — 32 и т. д voinov_gr1_0.jpg (6754 bytes)
Для получения многоголосного звучания, заготовки накладываются одна на другую, образуя сложный чертеж (аккорд до-ми-соль на рисунке). Глиссандо (по типу ступенчато-хроматической гаммы на фортепиано) получается путем очень быстрой смены тонов (2—3 ноты в кадрике). Это не плавное скольжение, как в системе Б.А.Янковского, а лишь приближение к нему, получающееся благодаря тому, что слух наш при быстром движении не успевает воспринять отдельных ступенчатых полутонов. Вибрация получается от наложения заготовок данного тона на тона, несколько выше предыдущего (менее чем на 1/4 тона).
Тембровая сторона звука — наиболее уязвимая сторона данной системы. Благодаря четкой расчлененности тонов, их контрастности, а также возможности дать их затухание (путем снижения величины зубцов в каждом тоне), музыка, записанная Н. В. Воиновым, кажется как бы исполненной на фортепиано. Повидимому, стандартность фигуры и отсутствие работы над созданием графика частотных гармоний тона у Н. В. Воинова является тормозом в получении новых тембров.

stanok_0.jpg (12528 bytes)
Нивотон Н.Воинова