Звуковое кино

В конце 20-х годов появилась система фотографической записи звука.
В чем же заключались преимущества данного способа перед механической системой?
Во-первых, так как фонограмма находилась прямо на кинопленке, то была обеспечена жесткая привязка звука к изображению, то есть синхронность. А во-вторых, упрощался технологический процесс. Позже был принят единый стандарт расположения фонограммы на кинопленке шириной 35 мм – "Academia" – для обеспечения совместимости различных фотографических фонограмм.

В 1927 г. выходит следующий фильм братьев Уорнер – "Певец джаза", на котором кинокомпания "Уорнер Бразерс" заработала 3.5 млн. долларов – огромный по тем временам доход. В Голливуде начался ажиотаж в связи с приобретением аппаратов для записи и воспроизведения фонограмм к кинофильмам.
В 1929 г. в США появляется первый "говорящий" фильм "Огни Нью-Йорка". В Англии снимается "Шантаж" Хичкока.

В СССР первые звуковые фильмы появились в 1928-1929 годах. В 1926 г. в Москве коллектив инженеров, возглавляемый П. Тагером, приступил к работе над записью звука на кинопленку. В то же время в Ленинграде А. Шорин приступает к созданию своего звукового комплекса для кино. Как итог в марте 1928 г. в Москве состоялась первая в СССР демонстрация звуковоспроизведения с фотографической фонограммы, записанной с помощью системы, созданной московским коллективом. Система Шорина была продемонстрирована в Ленинграде в октябре этого же года.

В производство было запущено несколько фильмов: "План великих работ" ("Пятилетка") режиссера А. Роома и "Симфония Донбасса" Дзиги Вертова. В Москве на кинофабрике "Межрабпомфильм" над фильмом "Простой случай" работала группа Всеволода Пудовкина, а над кинокартиной "Путевка в жизнь" – группа Николая Экка. В середине 1930 г. началась демонстрация первой звуковой советской кинопрограммы, состоящей из речи А.В. Луначарского о значении звукового кино и полнометражного документального фильма "План великих работ". Самые яркие звуковые кинокартины того времени – "Путевка в жизнь" (1931), "Одна" (1931), "Мертвый дом" (1932), "Златые горы" (1931). Новую страницу в истории звука в кино открыл фильм Эйзенштейна "Александр Невский", где использовалась замечательная музыка Сергея Прокофьева. Энтузиасты того времени постоянно экспериментировали, отыскивая новые формы и средства осуществления звукового решения фильмов. Эти пионеры звука – Е. Нестеров, И. Тимарцев, В. Лещев, А. Павлов, В. Попов, А. Шаргородский и другие – исполняли одновременно функции инженерные и творческие.

22 марта 1929 г. состоялся первый просмотр звуковых фильмов, сделанных ленинградским коллективом, а 5 октября того же года открылся первый в СССР звуковой кинотеатр – нынешний "Кристалл Палас", в советское время - "Знание" на Невском проспекте, долм 27. Кинотеатр входил в кинозрелищное предприятие "Титан".
5 октября 1929 года в этом доме открылся первый в нашей стране звуковой кинотеатр. Вначале кинотеатр назывался "Совкино", потом "Звуковое кино". Кинопроекционная будка в этом кинотеатре была оборудована отечественной аппаратной системой профессора А.Ф. Шорина. Торжественное открытие кинотеатра началось с речи изобретателя советского звукового кино Шорина, а затем была показана "звуковая кинопрограмма" - документальный фильм режиссера А. Роома "План великих работ" о первой советской пятилетке и "трудовом героизме", киноконцерт и озвученные фрагменты немого фильма режиссеров О. Преображенской и И. Правова "Бабы рязанские". А первой полнометражной звуковой художественной картиной ленинградской фабрики "Союзкино" (теперь это киностудия "Ленфильм") стал фильм режиссеров Г. Козинцева и Л. Трауберга "Одна". Он был снят как немая лента и озвучен речевыми вставками и музыкой Д. Шостаковича.